Доступность пляжей гарантирована государством!!!

Проблема доступности пляжей в Республике Крым активно обсуждается всеми жителями. Информационным поводом для беспокойства граждан по данному вопросу послужило наличие в Законе Республики Крым от 28 января 2015 года № 76-ЗРК/2015 «О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым» нормы, предусматривающей, что пляжи, расположенные на территории Республики Крым, по форме доступности подразделяются на общедоступные пляжи и пляжи с ограниченным доступом. При этом республиканским законом определение формы доступности пляжей отнесено к компетенции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма в соответствии с порядком, утвержденным Советом министров Республики Крым.
Данное положение в связи с несоответствием федеральному законодательству было опротестовано прокурором. Протест удовлетворен и проект закона, устраняющий нарушения, принят Государственным Советом Республики Крым в первом чтении 17.06.2015. Несмотря на то, что соответствующий закон в окончательной редакции не принят и, соответственно, не вступил в силу, вышеназванные нормы, предоставляющие возможность ограничения доступа к пляжам органами власти республики, не действуют по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2, 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РК. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РК, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Согласно статье 49 ВК РФ водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке.
Согласно статьей 4.1 данного Федерального закона установление норм и правил пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами отнесено к компетенции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, право пользования природными лечебными ресурсами, в том числе пляжами, может быть ограничено в соответствии с федеральным законодательством.
Например, статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Исходя из того, что положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарных правил СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» установлены обязательные требования к лечебным пляжам и их использованию, юридическими лицами могут вводиться ограничения на их посещение и использование.
На основании изложенного, порядок ограничения доступа к водным объектам общего пользования, в том числе к пляжам, может определяться федеральным законодательством, а не законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, абзацем 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 3 статьи 57 Конституции Республики Крым законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу ст. 8.12.1 КоАП РФ несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вопрос о составлении протокола и привлечении к административной ответственности за данное правонарушение рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
В связи с тем, что прокурор в соответствии с КоАП РФ вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, прокурором Республики Крым Поклонской Н.В. прокуроры районного звена, а также природоохранные прокуроры республики ориентированы на своевременное реагирование на нарушения требований вышеуказанного федерального законодательства и обеспечение привлечения виновных лиц к административной ответственности за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и его береговой полосе.

Старший помощник прокурора республики
Серебрякова Т.А.