Конституционный Суд признал неконституционной статью 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющей дважды привлекать к ответственности предпринимателя

Конституционный Суд Российской Федерации 04.02.2019 вынес постановление № 8-П по делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой.

Заявительница, будучи индивидуальным предпринимателем, решением Пенсионного фонда Российской Федерации была привлечена к ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за нарушение срока представления сведений о работающих у нее застрахованных лицах.

Те же фактические обстоятельства послужили основанием  для привлечения заявительницы к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 15.33.2 КоАП РФ.

Заявительница обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку полагала, что оспариваемая норма, позволяя дважды привлекать к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, противоречит статье 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации признал статью 15.33.2 КоАП РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в которой позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».  

Положение статьи 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации, конкретизированное федеральным законодателем применительно к сфере действия КоАП РФ посредством запрета несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, распространяется и на случаи привлечения лица за содеянное одновременно к ответственности по статье данного Кодекса и к ответственности, хотя и предусмотренной отраслевыми федеральными законами, но по своей правовой природе являющейся публично-правовой.

Федеральному законодателю предписано с учетом правовой позиции Конституционного Суда внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование привлечения к административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с тем, чтобы обеспечивались соразмерность и пропорциональность такой ответственности конкретному правонарушению.