Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Версия для печати

Территории, представляющие собой особую эстетическую, научную и культурную ценность, места обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в научном отношении объектов растительного и животного мира в соответствии с нормами Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ), Закона Республики Крым от 10.11.2014 № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» (далее – Закон № 5-ЗРК) отнесены к особо охраняемым природным территориям.

Режим охраны особо охраняемых природных территорий, т.е. система ограничений деятельности, осуществляемой в их границах, для конкретного вида объекта, в зависимости от его статуса, устанавливается отдельно для каждого из них нормами указанных законов и положениями о таком объекте.

Так, например, в государственном природном заповеднике согласно п. 5. ст. 9 Закона № 33-ФЗ пребывание на его территории физических лиц, не являющихся работниками учреждений, осуществляющих управление им, должностными лицами соответствующего федерального контролирующего органа допускается только при наличии разрешения управляющего учреждения.

В парках-памятниках садово-паркового искусства и ботанических садах в соответствии со ст. 29 Закона № 33-ФЗ и ст. 21 Закона № 5-ЗРК доступ в научно-экспериментальную зону имеют только научные сотрудники парков, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений. Вместе с тем экспозиционную зону таких природных объектов могут посещать все желающие в порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление такими территориями.

Нормами Закона № 33-ФЗ предусмотрена возможность взимать плату за посещение физическими лицами в целях познавательного туризма только на территории государственных природных заповедников и национальных парков. Данная плата взимается федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими территориями, в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники и парки.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 05.02.2015 № 69-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым.

Например, в указанный перечень входят такие природные объекты как Государственный природный заказник «Большой каньон Крыма», парк-памятник садово-паркового искусства «Парк дома отдыха «Айвазовское», Ландшафтно-рекреационный парк «Бакальская коса» и многие другие.

Таким образом, данные особо охраняемые объекты имеют статус регионального значения.

Закон № 5-ЗРК не содержит норм, устанавливающих право взимать плату за посещение особо охраняемых природных территорий регионального значения, в связи с чем доступ на указанные объекты, при отсутствии указанных выше ограничений, является бесплатным.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

За нарушение режима особо охраняемых природных территорий законодательством Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность.

Статья 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях установлена административная ответственность в виде штрафа:

- на граждан в размере от 3000 до 4000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой;

- на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой;

- на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Уголовная ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, предусмотрена статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке размерами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

Она применяется в случае причинения значительного ущерба особо охраняемым территориям и объектам, который может выражаться в уничтожении отдельных комплексов и памятников природы, ухудшении их состояния, добыче населяющих эти территории животных и т.п.

 

Заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора                                                                               Демьяненко Я.И.