Разъяснение положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2016 № 24-П

Версия для печати

Российское законодательство и нормы международного права, в частности Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейские пенитенциарные правила, а также ряд решений Европейского Суда по правам человека, ориентируют государственные органы на такую организацию содержания заключенных, которая способствовала бы возвращению лиц, лишенных свободы, в общество и на такую организацию посещений заключенных, которая давала бы им возможность максимально естественно поддерживать и укреплять семейные отношения.

Нередко пожизненное или долговременное лишение свободы приводит к разрушению супружеских и семейных отношений. Предотвращение обесценивания этих отношений имеет существенное значение для поддержания психического здоровья заключенных и является дополнительной мотивацией для их исправления.

Вместе с тем, нормы пункта «б» части 3 статьи 125 и части 3 статьи 127   Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривают право осужденных к пожизненному лишению свободы на два краткосрочных свидания в течение года. При этом, право на длительное свидание возникает у осужденных данной категории по отбытии ими не менее 10 лет.

Рассмотрев запрос Вологодского областного суда по вопросу соответствия Конституции Российской Федерации указанных норм УИК Российской Федерации, а также жалобы граждан Королёва Н.В. и                   Королёвой В.В. о нарушении их права на длительные свидания, Конституционный Суд Российской Федерации признал положения пункта "б" части 3 статьи 125 и части 3 статьи 127 УИК Российской Федерации - в той мере, в какой они исключают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение первых 10 лет отбывания наказания, - не соответствующими статьям 15                  (часть 4), 17 (часть 1), 23 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее интерпретации Европейским Судом по правам человека.

Суд исходил из того, что законодатель вправе предусмотреть пожизненное лишение свободы как меру наказания, назначаемую осужденному за преступление по приговору суда, а также порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания. Вместе с тем он обязан соблюдать вытекающие из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 49, 50, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемые Российской Федерацией как правовым государством общие принципы юридической, в том числе уголовно-правовой, ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм, ориентируясь при этом не только на истолкование названных принципов Конституционным Судом Российской Федерации, но и на соответствующие правовые позиции Европейского Суда по правам человека в их динамике.

Конституционным Судом Российской Федерации законодательный орган обязан установить условия и порядок реализации лицами, осужденными к пожизненному лишению свободы, права на длительные свидания.

Судом также определено, что до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, осужденным к пожизненному лишению свободы должна предоставляться возможность иметь одно длительное свидание в год с лицами, указанными в части 2 статьи 89 УИК Российской Федерации.

 

   

Крымский прокурор по надзору за соблюдением законов

в исправительных учреждениях Республики Крым Е.В. Барюгин